Культовые сооружения Крыма: не православием единым…

Культовые сооружения Крыма: не православием единым… 12.04.2016 Крымский полуостров стал домом множеству народов: воинственным скифам, предприимчивым генуэзцам, искусным градостроителям грекам, кочевникам татарам… Со временем, обогащая и дополняя друг друга, культуры и верования обитателей древней Тавриды переплелись меж собой. Ныне же на землях полуострова сохранились культурные памятники, близкие представителям разных религий. Но какие из святынь можно назвать наиболее интересными и значимыми?

Мечеть Орта Джами


Она находится в исторической части Бахчисарая, неподалеку от знаменитого ханского дворца. И хотя первые упоминания о мечети – главном пятничном молитвенном сооружении крымского ханства – датированы 1674 г., окончательное ее оформление состоялось в 1737-1743 гг. После 1929 г. здание утратило свое религиозное значение – его использовали как кинотеатр и дом культуры. Позднее же сооружение было реконструировано. В 2013 году его открыли, дабы верующие вновь могли посещать службы.

Мечеть хана Узбека (Старый Крым)


Некогда поселение Кырым, по имени которого затем стали называть и весь полуостров, являлось одним из административных центров Золотой Орды. На рубеже XIII-XIV веков здесь бойко шла торговля, а сам городок служил местом проживания довольно большого числа мусульман. Во времена правления хана Узбека (в 1314 г.) здесь заложили простую прямоугольную мечеть, неплохо сохранившуюся и доныне. Теперь это сооружение относится к числу древнейших мусульманских «мест поклонения» на полуострове. Здесь по-прежнему совершаются моления. Посещение этого места туристами тоже не возбраняется.

Кебир-Джами


Расположенное в столице Крыма «место поклонения» мусульман ныне является и главной пятничной мечетью полуострова, и резиденцией муфтия. Это сооружение возведено в 1508 г. и является старейшим в Симферополе. Белоснежный фасад Кебир-Джами прост и лаконичен. Предполагается, что именно благодаря этому памятнику архитектуры столица Крыма некогда называлась Ак-Мечетью (или Белой мечетью). У строения имеется один невысокий минарет, увенчанный конусом с полумесяцем.

Текие дервишей


Этот единственный на Крымском полуострове мусульманский монастырь датируется XV-XVI вв. Он расположен в Евпатории. По сути, это сооружение некогда служило обителью нищенствующим последователям суфийского ордена (своеобразным монахам-аскетам исламского толка). Комплекс исторических зданий состоит из мечети, медресе и непосредственно текие. Здания отличает простота и монументальность. Некогда внутри обители были расположены тесные сводчатые кельи дервишей. Монастырь просуществовал около 300 лет, однако во времена религиозных гонений был закрыт. Не так давно здание текие было частично восстановлено.

«Ремесленная» синагога


Она является единственным действующим культовым иудейским сооружением Евпатории. Первая молитва в синагоге Егие Капай состоялась в 1912 г. «Ремесленное» название было дано храму оттого, что возводили его не только на средства Городской Думы, но и на пожертвования от местных ремесленников. В советские времена учреждение по назначению не использовалось, в настоящее же время синагога восстанавливается. В ее стенах работает еврейский культурно-этнографический центр, организуются ремесленные мастер-классы (мыловаров, гончаров, чеканщиков), обустроено кошерное кафе-музей. С 2003 г. в Егие Капай вновь стали проводить богослужения.

Караимские кенасы


Этот храмовый комплекс караимов тоже находится в Евпатории. На территории примерно в четверть гектара расположены два молитвенных дома, религиозная школа и хозяйственное подворье. Здесь же обустроены несколько симпатичных внутренних двориков: Мемориальный, Мраморный, Виноградный, Ритуальный и Ожидания молитвы. Большая и Малая кенасы были возведены последовательно – в 1805 и в 1815 годах. В 1859 г. духовный центр посетил император Александр I – в память о столь важном событии здесь установлен строгий мраморный обелиск. С давних пор эти культовые сооружения являлись центром религиозной жизни крымских караимов. На протяжении долгих лет кенасы были закрыты, однако в 2005 г. после проведения восстановительных работ молитвенные дома вновь открыли двери для верующих.

По существу, территория Крыма стала колыбелью ислама для жителей Восточной Европы, Кавказа и Закавказья. Многовековую историю имеет и крымская иудейская община, которая включала в себя представителей разных народностей: крымчаков и караимов, романиотов и ашкеназов. Отрадно, что и сегодня каждый желающий может ознакомиться со святынями и историческими памятниками, близкими людям разных верований и культурных традиций.

Возврат к списку